|
| адмирал
|
Сообщение: 1660
Откуда: Россия, Тольятти
|
|
Отправлено: 22.09.10 12:11. Заголовок: Конечно радует, что ..
Конечно радует, что рамки поиска сужаются. Думаю в октябре будет поставлена точка. Меня в хронике смутило вот, что: количество (главное тоннаж) заявленный немцами! То, что за те дни они положили на грунт наших 22 плавсредства ещё можно допустить. Ведь и тендер и баржа и баркас могут считаться плавсредством. И в своём большинстве эвакуация шла именно на такой "флотлии". Но то, что уничтожен танкер! "Куйбышев" затоплен в другое время, а других танкеров там не тонуло. Смущают ещё лихтёры по тоннажу сходные с пароходом. В понимании немцев лихтёр - это большая несамоходная баржа, но с тоннажем 1000 тонн?! Неверится. Думаю, за все годы гидрографы нашли бы те большие пароходы, но кроме якобы "Колы" и "Куйбышева" других там нет. Мористее они вряд ли лежат. Ведь "наш" немец затонул в 8 км от берега, а значит все наши пароходы должны лежать между ним и берегом, а их там нет. Вот такой расклад.
|
|
| адмирал
|
Сообщение: 1673
Откуда: Россия, Тольятти
|
|
Отправлено: 27.09.10 17:56. Заголовок: Хочу вернуться к отч..
Хочу вернуться к отчёту о гибели 102-го: "S-102. 08.07.43 г. Время 04.28. S-102 наскочил на подводную мину. Практически полностью разрушен корпус. Обломки катера летели на 400 м. Опустился до кромки борта. Шкот разрушен, после 6 отсека медленно заполняется водой... Вследствии наклона лодки 60 град.разлилось и загорелось горючее и масло, и в результате он погрузился на гл.18 - 19 м. S-28 идет вдоль S-102 и подает тяжелый буксирный конец. Идут на буксире, лодка все больше погружается. Принимаю решение, заряжаю патроны и несколько лент выпускаю в сторону катера. S-102 тонет." По отчёту составил схему. На ней отразил наклон в 60 градусов, глубину погружения в 18 метров и раположение отсеков (при таком наклоне). Сразу замечу, что отсеки у немцев считались с кормы и располагались в таком порядке: I - рулевое устройство и две топливные цистерны по 2000л II - матросский кубрик на 14 человек, камбуз и погреб боеприпасов к стрелково-ариллерийскому вооружению III - две топливные цистерны по 3150л и одна 1490л. IV - дизель центрального вала и два дизель-генератора, а так-же пост управления рулём V - дизеля крайних валов VI - две топливные цистерны по 3000л VII - радиопост и каюта командира VIII - каюта боцмана, пятиместный кубрик унтерофицеров, умывальник и гальюн IX - таранный отсек Думаю, что схемка наводит на ряд умозаключений. Как думаете?
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 26
Откуда: Россия, Тамань
|
|
Отправлено: 28.09.10 10:47. Заголовок: Неясно, что такое ШК..
Неясно, что такое ШКОТ. Можно немного перефразировать? Корпус разломлен и начиная с 6-го отсека медленно заполняется водой. Тут разрешите предположить что описывающий события ведет нумерацию все же с носа (т.е. то, что на дне - это останки 3-х отсеков с 7-го по 9-й) Дальше: "Вследствии наклона лодки (речь о корме) 60 град. (а это может быть и крен на любой борт)разлилось горючее и масло. И в результате он погрузился (ЗАТОНУЛ, речь о корме) на гл.18-19 м. По факту как я понял 16 м - невелика погрешность. Дальше катер, находящийся на плаву , буксируется. А потом решили драпануть, потому как июль месяц и светло как днем.
|
|
| адмирал
|
Сообщение: 1677
Откуда: Россия, Тольятти
|
|
Отправлено: 28.09.10 10:59. Заголовок: Всё-таки немцы педан..
Всё-таки немцы педанты, и если у них принято с кормы, то с кормы. Насчёт наклона или крена, возможно, ты и прав, но если он говорит о постепенном затоплении отсеков, то, скорее всего это, так, как нарисовано. Иначе, как бы мог катер равномерно накрениться при неравномерном затоплении отсеков? Понимаешь о чём я? Вполне вероятно, не зря упоминается "сильное разрушение корпуса". Скорее всего, кормовой отсек или оторвался (ведь он, по сути, не такой уж и большой) или держался "на честном слове". Это при условии, что 102-й - это нами найденный катер. Если же нет, то... будем искать. И про ШКОТ я тоже заметил, что это неверный перевод. У этого слова (в нашем понимании) только одно значение.
|
|
| адмирал
|
Сообщение: 1680
Откуда: Россия, Тольятти
|
|
Отправлено: 28.09.10 12:15. Заголовок: Конечно после взрыва..
Конечно после взрыва он "просел" до кромки бортов, затем "хапнув воды по-полной" начал опускаться, но носовые отсеки пока не набрали воды, ещё держали корабль. Но после того как стало ясно, что в таком положении буксировка невозможна... очередь из "Флака" решила "проблему". Так может это и впрямь 102-?! Блин! Чем дальше в материал, тем дальше от истины!
|
|
| адмирал
|
Сообщение: 1692
Откуда: Россия, Тольятти
|
|
Отправлено: 29.09.10 20:42. Заголовок: Ну, с этого и нужно ..
Ну, с этого и нужно было начинать! Всё верно, это "наш" катер. А так бы хотелось и второй обнаружить! Хотя есть рассказы об обнаружении "немца" в районе п. Волна, но никто никаких доказательств не привёл. Дядя... может всё-таки легализуешься? Приятно было бы пообщаться со сведущим человеком. кроме того интересно, как вышел на этот объект, какой ещё район обследовал. Какие есть мысли по дальнейшему поиску. Я в субботу еду туда. Продолжу приборное обследование акватории. Может присоединишься?
|
|
Отправлено: 30.09.10 12:24. Заголовок: По поводу "немца..
По поводу "немца" в районе п.Волна - думаю это испорченый телефон: Когда то был в п.Волна дайвцентр (по Ёлкину). И я там был, и Сумбат с Кондрашовым бывали. Круг общения понятен. Я и ребята из центра нашли корму в сентябре 2004. Естественно, хотелось найти и остальное. Пока не нашли нос и не отсняли на фото/видео исходное состояние всего объекта, смысла официально объявлять о находке не было. Клиентов туда тоже не водили. Продолжили осенью 2005. Книги Морозова тогда не было. У Ёлкина (Александр, большое спасибо, книгу мне передали!), и в др. источниках фигурировал S-102. Списались с немцами - S-102. Другие варианты тоже рассматривались, но вопросов было больше чем ответов. Пока не уточнили, между собой называли как S-102 (как сложилось). Потом центра не стало и всё зависло. Но по своим видимо пошёл "звон" в кольце Сумбат, Балансер, Кондрашов и др. И гуляли в этом кольце ключевые слова: S-102 ("что") и (дайвцентр) п.Волна ("кто"). Такова моя версия по поводу п.Волна. Теперь, как вышли на объект - смешно. Про наличие S-102 в районе Тамани (в разных местах) все знали очень давно, на картах его не было. Все потытки искать в такой-то части пролива, мыса и т.п. были исчерпаны, я думаю, в 80-х - 90-х. Бесполезно. В сентябре 2004 мы (дайвцентр п.Волна) стояли в Янтаре. Работали по другим объектам. Погода была не очень. Как то вечером мы очень хорошо "посидели" (часов до 4-5 утра). Прочухались только к обеду, а погода "шепчет". Идти работать по плану уже поздно (далековато), состояние у всех сумеречное, ничего не хочется, день терять жалко (я всего на неск. дней приехал). Упросил ребят - дескать, пойдём к ближайшей банке, рифам, окунёмся неглубоко, среди камней полазим. Раньше там никогда не плавали. Короче разведаем место, может красивое - клиентов водить будете. Пошли, я погрузился, поплавал, и нашёл Опору (см. выше). Всплываю: "Ко мне. GPS". "А что там?" Железяка такая то... "Фигня, ну её..." (всем же муторно) Но я дожал. Погрузился. Пошел круговым поиском. Лист железа с дырками ни о чём. Всплываю: "Ко мне. GPS". - "Пошли домой"... и т.д. раз 10-15. Вечером на компе прикинули, расположение находок, направление поиска, район. Далее - как обычно. Через день-два - нашли корму. Так что нашли, можно сказать, случайно. Судьба. С присоединиться у меня, как всегда, проблемы. Но просьба, когда будешь на месте, обрати пожалуйста внимание на: 1. Двигатели (которые большие, маленький похоже точно генераторный от S-XXX (дизель или бенз.?) (см. фотки которые я в почту Иваненко отправил, их можно выложить). Смотрю я на коленвал большого - вроде не похож он на V-образный. Все большие двигатели (моя фотка и две твоих) вроде, как 4-х цил. блоки (м.б. MB XXX - секционный?). Но 4-х цил. секции у MB 502/512, а у MB 501/511 - 5-ти цил. секции. Диаметр цилиндра/ход поршня (по коленвалу) замерить точно (линеечку возьми): MB 501/511: диаметр цилиндра 185 мм, ход поршня 250 мм; MB 502/512: диаметр цилиндра 175 мм, ход поршня 230 мм. 4-х тактный? 2. В корме слева (по ходу) на фото видна прямоугольная цистерна (небольшая). Справа почему-то нет? На всех схемах я видел 2 цистерны. У разных серий размер этих цистерн и их расстояние до переборки менялось. - Померить. (Вообще неплохо бы замерить расстояние между элементами палубного набора и оценить деформацию.) 3. Там же, слева на корме возле полуюта? лежит круглая обейчатка лючка (~30-40см)? Она элемент конструкции? или просто лежит? У разных S-XXX лючки располагаются по-разному. 4. Обмерить расположение (смещение) прямоугольного проёма сходного тамбура на сильно вмятом полуюте? И внимательно "обнюхать" рваную кромку этого полуюта? -на предмет кромок других люков - они были разные у разных S-XXX. 5. Диаметр винтов - в см. А то яначал сомневаться. 6. Длины валов, если получится. (Важно всё. Пока не доказано обратное, кандидатов на S-XXX около 10, потом обсудим. (т.е. не факт, что это S-102/27 вообще). Насчёт эффективности приборного обследования в данном случае сомневаваюсь (сильно зависит от оператора/оборудования, а оно у вас весьма простенькое для этой задачи (в ГА я с 1984г.)). МЧС, Латарцев уже пробовали - Кондрашов лучше меня знает. Удачи в поисках. PS. Осторожнее с пилообразным профилем, да минует вас ДКБ. Глубины там вроде безобидные 14-22м, но похоже есть у меня основания так говорить.
|